пятница, 15 января 2016 г.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

МБДОУ детский сад «Березка»



Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»




разработала
воспитатель
Заморохова С.И.


2016 год

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»
(ФЭМП + ознакомление с окружающим)
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;
- воспитывать интерес к разным часам.
- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;
- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;
- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;
Оборудование:
 часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.
Активизация словаря:
время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Игра «Назови соседей» (дни недели)
3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»
4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.
5. Опыт с водяными часами.
6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.
7. Чтение стихотворения о часах
8. Зарисовка часов.
9. Итог занятия.





Ход занятия:
Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
Воспитатель: «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: Ребята, а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук,  по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
-Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
- Что это?
Дети отвечают: часы
Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:
-Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.
Дети: тоже часы.
Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)
Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы?  (ответы детей)
- «Часы это прибор для измерения времени»
Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?
Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать,  когда приходит Новый год и др.
А что такое время?  Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)
Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют)
Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.
Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.
Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат;  и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам,  как появились часы.
-Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или  вечер.
(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)
Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
- Люди придумали водяные часы (клипсидры), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»  Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(дети рассматривают песочные часы)
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)
Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами.  В настоящее время используются  часы -  циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.
(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)
Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)
 А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха)
Рассматривание часов на проекторе.
Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых  (Авторы разработчики программы «Радуга»)
Сказка о часовых
В стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.
Самую маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду. Но это было нелегко — уж очень она бы­стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда  60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела­ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели, и да­же месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас ме­сяц и год?
Так что на наших часах мы видим только, как пры­гает неугомонная Секундочка, шагает Минута и важно выступает Час. Как сделает шаг, так часы бьют. Вот та­кая история, друзья.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Ходят стрелочки по кругу»
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит  стихотворные строки:
Мы часы, наш точен ход,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)
Воспитатель:  называет время - Пять часов.
Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.
Воспитатель - Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.
А теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего начинается день?
Дети отвечают (4: утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель - Да. Так происходит смена частей суток, недели, месяцев и года.
Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник; (проигрывается 7 раз)
Воспитатель: А напомните мне, с чего начинается утро. (Дети: с умывания, с завтрака, с зарядки)
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем зарядку.  (Включается музыка идет физкультминутка 2 мин)
Воспитатель: А вы умеете считать до 10? (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «1», второй «2» и т.д.) А обратно от 10 до 1? (Дети считают в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «10», второй «9» и т.д.
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы. - На столах лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем  часы – кто какие захочет.
Дети рисуют.
Воспитатель: - сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные рисунки.
А вам понравилось занятие?
Дети делятся впечатлениями.

.


Комментариев нет:

Отправить комментарий