МБДОУ детский сад «Березка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»
разработала
воспитатель
Заморохова С.И.
2016 год
Интегрированное занятие по познавательному развитию на
тему: «Что мы знаем о часах»
(ФЭМП + ознакомление с окружающим)
Задачи:
- познакомить детей с
историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию
«время»;
- воспитывать интерес к разным часам.
- закрепить знания по
ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и
последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;
- закрепить знания
прямого и обратного счета в пределах 10;
- формировать
доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;
Оборудование:
часы настенные,
наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками;
карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель
водяных часов, парафиновая свеча.
Активизация словаря:
время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные,
механические, электронные, секундомер и др.
Методические приемы:
1. Художественное слово.
2. Игра «Назови соседей» (дни недели)
3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по
кругу»
4. Познавательный рассказ воспитателя о
часах.
5. Опыт с водяными часами.
6. Демонстрация принципа действия
солнечных часов.
7. Чтение стихотворения о часах
8. Зарисовка часов.
9. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать
в круг и взяться за руки:
Воспитатель:
«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой
друг. Дружат все друзья вокруг.
Воспитатель: Ребята, а давайте
познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня
зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У
каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
-Ног нет, а хожу, рта
нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
- Что это?
Дети отвечают: часы
Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:
-Мы день не спим, мы ночь не спим, И
день и ночь стучим, стучим.
Дети: тоже часы.
Воспитатель: - А
теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их
придумали? (ответы детей)
Воспитатель: - А как
вы думаете, что такое часы? (ответы детей)
- «Часы это прибор для
измерения времени»
Воспитатель: - А для
чего нужно измерять время?
Дети: Что бы во время
ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на
работу, в детский сад; узнать, когда
приходит Новый год и др.
А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)
Воспитатель: - Время
было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово
«время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом
слове? Повторите его (дети повторяют)
Воспитатель: - В этом
слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.
Воспитатель: - Время
не возвращается, а идет только вперед.
Воспитатель: - Ребята,
люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать
который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.
Воспитатель: - Давайте
их рассмотрим. (Показывает циферблат со
стрелками) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как?
Циферблат; и двумя или тремя стрелками.
Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
-Первыми часами.
Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая
палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень.
Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом
разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.
(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине
карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)
Такие часы показывают
время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
- Люди придумали водяные часы (клипсидры), которые
сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким
отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды
вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо
постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени:
«Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу,
как можно самим сделать водяные часы.
(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее
водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления
водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды
отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет,
а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два
стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок
из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или
10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Такими часами измеряют
не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь,
например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам
больные получают лечебные процедуры.
(дети
рассматривают песочные часы)
Воспитатель: -
Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу
разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает,
а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и
часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только
течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и
показать, как тает время)
Воспитатель: - Сейчас
люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные
механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов?
Назовите их.
(настенные, напольные, настольные, наручные,
часы-медальоны, карманные и др.)
Воспитатель: - А вот
послушайте стихотворение о часах (читает
стихи)
А как называются часы, которые будят нас по
утрам? (Будильник) А как вы думаете,
какими были первые будильники? (Крик
петуха)
Рассматривание часов
на проекторе.
Воспитатель: А теперь
послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)
Сказка
о часовых
В
стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.
Самую
маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены.
Они всегда брали с собой на тренировки специальный
прибор — секундомер и старались опередить
Секунду. Но это было
нелегко — уж очень она быстро
прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута делала шаг. Она так не
торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за
каждый ее шаг
успеть что-то сделать. Минута не
спешила, и все-таки
она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал
один. А
уж сколько раз успевала Секунда
прыгнуть на одной ножке
за это время! Час не суетился по
пустякам. Но люди
говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Ну а семь
братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит?
Некоторые часы для
забывчивых людей показывают и день
недели, и даже месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?
Так что на наших часах мы видим только, как
прыгает неугомонная Секундочка,
шагает Минута и важно выступает Час.
Как сделает шаг, так часы бьют. Вот такая
история, друзья.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Ходят стрелочки
по кругу»
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до
12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит стихотворные строки:
Мы часы, наш точен ход,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на
корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)
Воспитатель: называет
время - Пять часов.
Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5
и 12.
Воспитатель - Молодцы, вы хорошо умеете
определять время по часам.
А
теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего
начинается день?
Дети отвечают (4: утро, день,
вечер, ночь)
Воспитатель
- Да. Так происходит смена частей суток, недели, месяцев и года.
Давайте
поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его
соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник;
(проигрывается 7 раз)
Воспитатель:
А напомните мне, с чего начинается утро. (Дети:
с умывания, с завтрака, с зарядки)
Воспитатель:
Давайте мы с вами сделаем зарядку. (Включается музыка идет физкультминутка 2
мин)
Воспитатель:
А вы умеете считать до 10? (Дети считают
в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «1», второй «2» и т.д.) А
обратно от 10 до 1? (Дети считают в
парах, называя цифры по очереди, первый говорит «10», второй «9» и т.д.
Воспитатель:
А теперь давайте присядем за столы. - На столах лежат цветные карандаши,
мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем часы – кто какие захочет.
Дети рисуют.
Воспитатель: - сегодня вы узнали
много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные
рисунки.
А вам понравилось занятие?
Дети делятся впечатлениями.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий